Рассмотрена                                                                                                                      «Утверждаю»

на заседании педагогического                                                                            Директор МБОУ

совета протокол № 1                                                                           « СОШ с. Малая Екатериновка»

от « 22 » августа 2012 г.                                                                                   _________  Е.В. Ярковая 

                                                                                                 Приказ № 151/1 от « 31 » августа 2012 г.                                                                                                

 

 

 

 

 

 

Образовательная

программа

 

 

 

МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка

Калининского района Саратовской области»

 

 

 

Раздел 1

Введение

       Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (Закон «Об образовании», ст. 14). Приоритетной целью МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» является подготовка выпускника, способного адаптироваться в современных условиях. Развитие креативного потенциала личности обучающихся, формирование адекватной самооценки, умения организовывать, контролировать и самоопределяться в деятельности, проектировать свою траекторию развития, выстраивать межличностное взаимодействие этим определены качества и характеристики выпускника ОУ. Повышение качества образования и сформированность предметных компетенций обучающихся являются основными условиями усиления роли школы, а вследствие этого повышения конкурентоспособности. Это и есть основная миссия образовательной деятельности педагогического коллектива  МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области».

Образовательная программа

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Малая Екатериновка

 Калининского района Саратовской области»

составлена на основе следующих документов:

  • Закон РФ « Об образовании»,
  • Проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации»,
  • Приоритетный национальный проект «Образование»

Цели образовательной программы:

  • Совершенствование системы организации и управления образовательным пространством, применение новых механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующих привлечению дополнительных средств на основе новой системы оплаты труда.
  • Повышение качества образования посредством обновления его структуры, содержания, форм, методик и технологий обучения, с учетом здоровье сберегающего фактора, опыта работы с одаренными детьми, инновационной деятельности работы администрации и педагогического коллектива.
  • Создание системы образовательных и информационных ресурсов, способной обеспечить функционирование ОУ;
  • Формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования.

Задачи образовательной программы:

  • Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, формирование предметных компетенций и отслеживание полученных результатов с помощью мониторинга.
  • Повышение эффективности управления в системе образовательного пространства посредством создания новых форм общественно-государственного управления (соуправление).
  • Обеспечение качества образования на основе обновления содержания образования, реализации личностно-ориентированного подхода, разработки средств поддержки и сопровождения продвижения школьников.
  • Разработка механизмов отслеживания и контроля качества образования обучающихся.
  • Обеспечение условий для развития личности, включая перевод на индивидуальную образовательную траекторию.
  • Подготовка педагогических и руководящих кадров ОУ, способных использовать в учебном процессе современные педагогические технологии.
  • Совершенствование материально-технической базы образовательного учреждения – ресурсного центра, оснащение средствами вычислительной техники, средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.

Основные направления образовательной программы:

  • Организация учебно-воспитательной деятельности на принципиально новых мотивационных механизмах и целях саморазвития личности.
  • Развитие уровня социально психологической зрелости (компетентности) личности обучающихся, адекватной самооценки, общекультурного кругозора, способности осуществлять классификацию, обобщать понятия, способности к построению грамматически правильной речи, логического и творческого мышления.
  • Формирование ключевых компетентностей выпускников, практической и психологической готовности для работы в любой экономически организованной структуре общества.
  • Разработка, экспериментальная проверка и внедрение новых информационно-образовательных ресурсов и технологий.

Концептуальные основы развития

Миссия школы

Основной целью образовательной деятельности школы является создание условий для обеспечения фундаментальности знаний обучающихся, развития познавательных и созидательных способностей, формирования опыта самостоятельной деятельности, самопознания и самоопределения личности.

Выпускник видится педагогическому коллективу как личность современно образованная, социально активная, способная самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающаяся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Педагогический коллектив стремится дать каждому обучающемуся качественное общее образование, удовлетворить его познавательные потребности и интересы, максимально развить имеющиеся способности и склонности, а также развивать индивидуализацию в становлении личности.

  • Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы

Первоочередной задачей в развитии образовательной деятельности школы становится усиление предпрофильной подготовки обучающихся и развитие системы курсов по выбору в рамках школьного компонента, становление учителя и ученика способных реализовать себя в едином образовательном информационном пространстве, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий, включение родителей в единое информационное образовательное пространство.

  • Принципы организации образовательного процесса:

 

1. Учет современных тенденций развития мирового сообщества, потребностей личности, общества, государства в образовании.

2. Гуманистическая ориентация образовательного процесса.

 

3. Личностно – деятельностный подход к процессу обучения и воспитания.

4. Использование достижений педагогической и психологической науки, новых образовательных и информационных технологий в образовательном процессе.

5. Оснащение учебного процесса современными средствами обучения.

Раздел 2

Информационная справка о школе

        В 2012-2013 учебном году в ОУ обучается 68 человек, 10 классов, 8 классов-комплектов.  Школа работает в одну смену.

Первая ступень с (1-4 классы) - 27 обучающихся.

Вторая ступень с (5-9 классы) -  35 обучающихся.

Третья ступень с (11 класс) - 6 обучающихся.

Характерными особенностями школы являются: серьезный подход к подбору кадров и ответственное отношение учителей к своим профессиональным обязанностям. В школе работает 17 педагогов. 9 человек имеют 1 квалификационную категорию, 7 человек имеют 2 квалификационную категорию, 1 – не имеет категории; 1 человек имеют звание «Отличник народного просвещения», 2 учителя награждены Почетной грамотой Министерства  образования и науки.

В школе имеется спортивный зал, столовая на 36 мест, библиотека,  компьютерный кабинет, кабинет для работы медика.

В сентябре 2012 года школе исполнилось 27 лет. Как в любом долго существующем коллективе в школе сложились добрые традиции: проведение праздников, чествование ветеранов школы. Между школой и социумом давно сложилась система отношений, которая даёт положительные результаты при достижении основных целей и задач учебно-воспитательного процесса. Школа обеспечивает возможность получения допрофессиональной подготовки обучающихся, основной целью которой является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для готовности к профильному обучению и сознательному выбору будущей профессии.

Образовательный процесс и реализацию общеобразовательных программ школа осуществляет на трех ступенях образования:

I ступень – начальное общее образование;

II ступень – основное общее образование;

III ступень – среднее (полное) общее образование.

Основным средством реализации предназначения школы является усвоение обучающимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ и государственного образовательного стандарта.

В системе общего образования особая роль принадлежит начальной школе. Начальное образование – это фундамент дальнейшего общего и специального образования. Характер, содержание, мотивы и формы начального образования во многом определяют судьбу человека, его отношение к процессу познания, к миру, к окружающим людям.

Образовательный процесс на средней ступени обучения направлен на формирование глубоких и прочных знаний обучающихся, овладение основными способами деятельности, присущими конкретным предметным областям, развитие познавательной активности учеников.

Расширение образовательных программ, вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность по предметам через, кружки, факультативы, элективные курсы позволяет ребятам достигать определенных результатов в различных муниципальных, областных конкурсах.

Обучающиеся школы принимают участие в муниципальных предметных олимпиадах.

 

Контингент обучающихся общеобразовательного учреждения.

на 2012-2013 учебный год

 

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Всего по УО

Общее количество обучающихся

27

35

6

68

Общее количество классов/

комплектов

4/2

5/5

1/1

10/8

  • профильных

-

-

1/6

1/6

  • коррекционного обучения

-

-

-

-

Количество групп продленного дня/ средняя наполняемость

1/25

-

-

1/25

 

Режим работы образовательного учреждения.

 

 

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Продолжительность учебной недели (дней)

5

 9 кл. -6

6

Продолжительность уроков (мин.)

45

 (1-й класс: 35, 45)

45

45

Продолжительность перерывов (мин.)

минимальная – 10, максимальная – 25

минимальная – 10, максимальная – 25

минимальная – 10, максимальная – 25

Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся

четверть

четверть

полугодие

 

Раздел 3

Аналитическое обоснование образовательной программы.

Образовательная программа создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образовательного пространства ОУ, обеспечения школы (кадровому, информационному и материально-техническому). В школе создана общность обучающихся, учителей, родителей, направленная на совместный поиск коллективных способов жизнедеятельности:

  • формирование коммуникативной компетентности педагогов и обучающихся;
  • разработка предложений по выделению в предметных областях компонента, формирующего коммуникативную культуру и создание интегративных подходов, включающих широкое применение информационных технологий, языковой и социально-правовой подготовки обучающихся;
  • новые образовательные технологии, которые способствуют сотрудничеству и взаимопониманию, формируют умение договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, в ходе совместной деятельности обсуждать возникающие проблемы;
  • новые организационно-управленческие формы функционирования школы и структура уроков, опирающихся на совместную деятельность;
  • формирование ключевых компетентностей выпускников, практической и психологической готовности для работы в любой экономически организованной структуре общества.

Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к школе.

В образовательно-воспитательном пространстве школы важная роль отводится родителям обучающихся, так как они определяют социальный заказ и сами участвуют в процессе развития обучения и воспитания школьников. Около 40% родителей нашей школы имеют высшее образование, 30% средне специальное. На руководство школы и педагогический коллектив ОУ  жалоб и обращений в органы управления образования не было. В школе традиционно проводятся собрания для родителей, на которых анализируется работа школы и родители получают информацию о результатах деятельности общеобразовательного учреждения. На общешкольных и классных собраниях выявляется общественное мнение по наиболее важным вопросам школьной жизни. По результатам социологического опроса родителей обучающихся ОУ оценка наиболее значимых параметров, связанных с обучением и пребыванием ребёнка в школе, степень удовлетворенности составляет 91,2%.

Показателем профессионализма педагогического коллектива является высокое качество обученности обучающихся и как следствие успешное окончание школы выпускниками и поступление в ВУЗ. В процессе обучения учитываются интересы всех участников образовательного процесса и правильно определяются приоритеты в деятельности общеобразовательного учреждения.

Основными задачами образовательной деятельности школы являются задачи обеспечения прочных качественных знаний обучающихся, формирования ответственного отношения к учебе, развития их познавательных потребностей и интересов.

В школе реализуются типовые общеобразовательные программы, программа предпрофильного обучения, программы  элективных курсов.

 Сведения о качестве знаний обучающихся и выпускников за 2011-2012 учебный год

показатели

2-4-е классы

5-8-е классы

10 класс

9 класс

11 класс

Всего обучающихся/(%)

26 / 33%

30 / 52%

6 / 83%

9 / 0%

7 / 43%

Всего окончивших

на»4″ и «5″/ (%)

12 / 46%

10 / 33%

5/ 83%

0

3 / 43%

 

Продуктивность реализации образовательной программы.

В 2012-2013 учебном году учебный процесс был организован как целенаправленный процесс взаимодействия учителя и обучающихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие обучающихся, дифференцированный подход в образовательной деятельности.

Ведущие модели обучения:

  • групповая учебно-поисковая деятельность, совместный поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта;
  • групповой систематический познавательный поиск по типу научного исследования;
  • совместная проектная деятельность;
  • игровая деятельность (включая игровое моделирование);
  • дискуссионная (диалоговая, коммуникативная) деятельность;

Содержание образования в школе выбирается в соответствии с моделью нашего выпускника, требованиями образовательного стандарта. Учебный план включает достаточное число курсов по выбору. Педагогический коллектив стремится дать каждому обучающемуся качественное общее образование, удовлетворить его познавательные потребности и интересы, максимально развить имеющиеся способности и склонности, а также развивать индивидуализацию в становлении личности. Первоочередной задачей в развитии образовательной деятельности школы становится усиление предпрофильной подготовки обучающихся и развитие системы курсов по выбору в рамках школьного компонента, становление учителя и ученика способных реализовать себя в едином образовательном информационном пространстве, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий, включение родителей в единое информационное образовательное пространство.

Деятельность школы по внедрению в учебный процесс информационных технологий.

В рамках работы по внедрению информационных технологий школа  подключена к сети Интернет. Это позволяет использовать в учебной и проектной деятельности современные информационные технологии: обучающиеся школы имеют возможность принимать участие в различных образовательных проектах, участвовать в предметных олимпиадах, обмениваться мнениями по многим вопросам со своими сверстниками по электронной почте. Учителями школы используются электронные дидактические материалы, диагностические тематические тесты для обучающихся, необходимые для подготовки к урокам. Развитие видео – компьютерных технологий открывает принципиально новые возможности с точки зрения содержания и структуры урока, что, несомненно, повышает эффективность и качество обучения. При этом компьютер используется как средство наглядности и как средство организации деятельности обучающихся на уроке. Это позволяет не только развивать интерес к изучаемым предметам, но и осваивать современные информационные технологии, формировать новую ценностную информационную культуру обучающихся.

Направления обновления методической работы в школе:

  • усиление научно-теоретической направленности в содержании методической работы;
  • выбор оптимальной структуры методической работы для нашей школы, введение новых субъектов методической работы: мастер – классов, творческих групп учителей;
  • определение критериев эффективности методической работы (до начала работы) по следующим параметрам: результативность, критерий рациональности затрат; стимулирующая роль методической работы (определяется по степени добровольности или принуждения участия учителей);
  • работа по развитию интеллекта, культурного кругозора учителя как специально организованная деятельность (данное направление деятельности необходимо, поскольку любая технология основана на личной общей культуре учителя);
  • постепенная индивидуализация в работе с кадрами;
  • организация технической подготовки учителей (обучение работе с компьютером);
  • изучение мотивов творческой профессиональной деятельности и учет их в организации методический работы.

Особенности управления школой в режиме развития

За прошедший учебный год продолжался переход к внутришкольному управлению развивающего характера, что требует глубокой и широкой демократизации управленческого процесса, включения в управление учителей и обучающихся, организации их коллективной мыследеятельности, одновременно с этим процессы гуманизации и демократизации внутришкольного управления, отказ от его монологического, приказного характера. Перевод школы из режима функционирования в режим развития определил новые подходы к ее управлению. Усилия администрации направлены на формирование ценностно-ориентированной зрелости педагогического коллектива, на его сплоченность, организованность, взаимопонимание, что является важнейшим условием демократического управления. Все более распространенной в школе становится форма партнерства, когда все вопросы, важные для коллектива, решаются коллегиально. Ведущее место стала занимать стимулирующая мотивационная управленческая деятельность  учителей. Постепенно изменяются функции педагога, который из транслятора знаний и опыта постепенно становится организатором развивающей, воспитывающей среды, способствующей максимальному раскрытию актуальных возможностей обучающихся. Изменился стиль педагогического общения, по мнению 80% учителей и 70% обучающихся, психологическому климату школы свойственна высокая степень благоприятности. В течение всего прошлого года велась целенаправленная работа по обобщению и распространению педагогического опыта внутри ОУ.

Наблюдается снижение контингента обучающихся в школе за последние три года. Выпускников 11 класса, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании в школе нет.

Состояние здоровья обучающихся – ключевой показатель эффективности образовательной программы. Основным источником сведений о состоянии здоровья детей служат результаты обязательных медицинских осмотров перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения.

В целях обеспечения условий для предпрофильной подготовки  школьный компонент учебного плана формируется с учетом нового федерального базисного плана, ориентированного на  предпрофильную подготовку в 9-х классах и  профильного преподавания предмета математики в  11 классе.

Педагогический коллектив нашей школы считает целесообразной следующую модель предпрофильного обучения:

1. Предоставить каждому обучающемуся возможность воспользоваться правом выбора.

2. Подготовить обучающихся к ситуации выбора профиля обучения поэтапно:

  • пропедевтические курсы – выявление образовательного запроса обучающихся (6-8 классы);
  • основной – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе (9 классы);
  • завершающий – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения на III ступени образования (9 классы).

 

Раздел 4

Описание «модели» выпускника школы

Результатом реализации образовательной программы школы является «модель» выпускника, включающая определенные качественные характеристики личности, которые формируются в соответствии с задачами определенной ступени образования.

Выпускник, освоивший уровень среднего (полного) общего образования, должен обладать определенным нравственным, экзистенциональным, познавательным, коммуникативным, эмоционально-волевым и физическим потенциалом, каждый из которых представляет собой набор соответствующих качеств личности, которыми в идеале обладает учащийся на выходе из школы.

Итак, у выпускника, освоившего уровень среднего (полного) общего образования необходимо

сформировать нравственный потенциал, который включает:

  • осознание целей и смысла своей жизни;
  • умение ориентироваться в мире ценностей;
  • наличие чувства гордости за свой народ, его историю и культуру;
  • наличие привычки быть порядочным в различных жизненных ситуациях;
  • понимание черт характера окружающих людей, проявление толерантности в отношениях с ними;
  • наличие чувства ответственности за свои действия и поступки, требовательности к себе и другим;
  • наличие адекватной оценки своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность к себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни;
  • наличие определенных ощутимых достижений в одном или нескольких видах деятельности;
  • уважение нравственных качеств и черт характера других людей, проявление толерантности в отношениях с ними;

Познавательный потенциал:

  • потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании;
  • умение учиться, наличие желания и готовности продолжить обучение после школы;
  • стремление к профессионализму в любой работе, качественному её выполнению.

Экзистенциональный потенциал:

  • сформированность позитивной «Я- концепции», уважение к себе и другим;
  • сформированность навыков социального взаимодействия;
  • стремление к профессионализму в любом виде деятельности.

Коммуникативный потенциал:

  • сформированность индивидуального стиля общения;
  • владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками;
  • способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.

Эмоционально-волевой потенциал:

  • понимание своих эмоциональных состояний и умение ими руководить в различных жизненных ситуациях;
  • умение управлять своим поведением и корректировать его в зависимости от ситуации, соотносить в соответствие с состоянием других людей;
  • инициативность и уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности для достижения своих целей;
  • обладание знаниями как действовать, как планировать деятельность, как планировать деятельность, как её осуществлять и вести контроль без посторонней помощи;
  • наличие чувства ответственности за свою жизнь.

Физический потенциал:

  • принятие позиции значимости здорового образа жизни, стремления к занятиям спортом;
  • умение использовать свой физический потенциал для улучшения своей работоспособности и эмоционального состояния.

Модель выпускника, освоившего уровень основного общего образования, включает в себя следующий нравственный потенциал:

  • наличие чувства ответственности за свои действия и поступки, сформированность привычки быть честным и порядочным в различных жизненных ситуациях;
  • понимание ценностей современного мира и умение правильно ориентироваться в них;
  • чувство гражданственности и патриотизма, гордости за историю, традиции и культуру своего народа;
  • осознание ценности человеческой жизни, ответственность за свою жизнь;
  • бережное отношение к природе и окружающему нас миру;
  • умение правильно оценивать свой интеллектуальный и физический потенциал, ставить перед собой реальные цели и задачи, решать стандартные жизненные проблемы;
  • бережное отношения к природе и общественному достоянию;
  • формирование основы для осознанного выбора профессии.
  •  

Познавательный потенциал:

  • сформированность общеучебных умений и навыков, положительного отношения к знаниям и учению вообще, мыслительных операций и определенных качеств ума (сообразительности, критичности, гибкости);
  • потребность в самостоятельном добывании знаний, углубленном изучении избранной области знаний.

Коммуникативный потенциал:

  • сформированность разнообразных коммуникативных умений и навыков и культуры речи, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • умение общаться с людьми разного возрастного уровня, понимать и уважать чужое мнение, развитие навыков социального взаимодействия.

Эмоционально-волевой потенциал:

  • умение осознавать свое поведение и регулировать его в зависимости от различных жизненных ситуаций;
  • способность корректировать уровень тревожности, свою и чужую агрессию;
  • наличие чувства уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности для достижения намеченных целей,

Физический потенциал:

  • владение знаниями о своих физических возможностях, стремление к здоровому образу жизни, занятиям спортом и физическим трудом.
  •  

Раздел 5

Учебный план и его обоснование.

 (учебный план является приложением к плану работы школы)

Раздел 6

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные направления образовательной деятельности педагогического коллектива:

 Организация работы обучающихся;

  • Организация проектной деятельности;
  • Организация диагностики интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Образовательные технологии:

  • Личностно- ориентированные педагогические технологии;
  • Технологии интенсификации учебной деятельности обучающихся;
  • Технологии развивающего обучения;
  • Задачные технологии;
  • Блочно-модульные технологии;
  • Игровые технологии;
  • Информационно – коммуникационные технологии.

Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Цели и задачи образовательного процесса обусловлены предназначением школы и «моделью» выпускника, освоившего уровень среднего (полного) общего образования. Главным условием для достижения целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.

К первостепенным задачам, решаемым начальной школой, относятся:

  • освоение общеобразовательных программ учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования;
  • овладение общеучебными умениями и навыками, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи;
  • предоставление каждому ребенку образования, соответствующего уровню его развития, максимальное раскрытие и формирование его индивидуальности.

В учебном процессе в начальной школе акцентируются развивающий характер обучения, игровые компоненты, творческие задания для учащихся. Особое внимание уделяется дифференцированному подходу к ученикам. Содержание образования в начальных классах обогащается материалом, прямо нацеленным на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер учеников.

Основные цели II ступени обучения:

  • заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на третьей ступени обучения;
  • создать условия для самовыражения обучающихся на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне неё.

На III ступени обучения школа ставит перед собой задачу – достижение каждым учеником функциональной грамотности и его подготовку к продолжению образования.

Кроме локальных целей и задач, характерных для каждой ступени обучения, в образовательном процессе реализуются общие цели, предусматривающие:

  • обеспечение усвоения обучающимися обязательного минимума содержания основного, среднего (полного) образования на уровне требований государственных образовательных стандартов;
  • формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности, потребности в обучении, саморазвитии;
  • создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся, преемственность образовательных программ всех уровней;
  • создание основы для адаптации обучающихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
  • обеспечение социально-педагогических отношений, сохраняющих физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся, гуманизация образовательного процесса.

Психологическое просвещение в школе направлено на:

  • знакомство учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятно- го психического развития ребенка; особенностями одаренных детей;
  • анализ и сообщение учителям, ученикам, родителям результатов психологических исследований, проводимых в школе;
  • формирование потребности в психологических знаниях у учителей, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
  • знакомство учащихся с основами самоанализа, самовоспитания.

В школе используются различные формы психологического просвещения: лекции, беседы и т.д.

Психологическая диагностика охватывает изучение развития общих и специальных способностей, интересов, склонностей, профессиональных намерений учащихся. Психологическая служба также решает конкретные проблемы, связанные с тем или иным классом или отдельным учеником. Это – работа по запросам классных руководителей.

Анализ состояния образовательной деятельности в ОУ позволяет выявить проблемы, требующие решения:

  • повышение качества знаний обучающихся, их фундаментальности, и в то же время, действенности;
  • увеличение доли информационных технологий в организации учебного процесса по всем предметам;
  • усиление роли личностно-деятельностного подхода в образовательном процессе;
  • необходимость дальнейшего развития системы профильного обучения, предпрофильной подготовки;
  • дальнейшее развитие исследовательской деятельности обучающихся в рамках проектной деятельности в урочных и внеурочных формах работы;
  • создание целостной системы психологической поддержки обучающихся с 1 по 11 класс;
  • внедрение инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся различных ступеней обучения;
  • повышение качества знаний обучающихся на основе учета их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

Основными задачами профильного обучения являются:

  • Достижение учащимися глубоких знаний в избранном профиле обучения, развитие умений интегрировать знания профилирующих предметов и смежных с ними областей, конструировать и осуществлять проекты в единстве теоретических, практических и прикладных аспектов.
  • Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии, приобретение ими опыта самопознания, самоопределения, принятия решений в ситуациях выбора.

Современное школьное образование ориентировано на профессиональное самоопределение обучающихся, у которых проявились способности и склонности к определенной области познавательной деятельности. Фундаментальность образования обучающихся профильных классов обеспечивается глубиной освоения профильных предметов, обогащением содержания образования.

В основной школе ставится задача организации предпрофильной подготовки учеников, включающей развитие общеучебных умений и навыков, которые позволят в дальнейшем успешно изучать профильные предметы на повышенном уровне, подготовку учащихся к осознанному выбору дальнейшего направления обучения.

Для этого в ОУ организуются пропедевтические факультативные курсы по отдельным предметам, позволяющие выявить склонности и способности детей, проводятся элективные курсы ориентационной направленности, которые дают возможность обучающимся самостоятельно осуществить выбор профиля обучения. Предпрофильная подготовка обеспечивает общее знакомство учащихся с различными вариантами профильного обучения. В 5-6-7-х классах ведется постоянное наблюдение за обучающимися с целью выявить их склонности, способности к занятиям определенными учебными дисциплинами, проводится психологическая диагностика интересов, образовательных запросов школьников с учетом мнения их родителей и педагогов с помощью анкетирования, тестирования, собеседований, организации профориентационных игр.

Основными направлениями научно-методической работы являются:

  • Обобщение опыта работы школы в условиях модернизации, гуманитаризации, информатизации, профилизации;
  • Повышение информационного и учебно-методического мастерства педагогического коллектива;
  • Совершенствование качества процесса обучения;
  • Внедрение в образовательное пространство школы информационно-коммуникационных технологий;
  • Разработка программных средств информационно-технологической поддержки и развития управленческого и учебно-воспитательного процесса.

Основное внимание в методической работе уделяется деятельности методических объединений, на заседаниях которых обсуждаются темы методического самообразования учителей,  использованию в учебном процессе современных электронных материалов, проводятся тематические, а также расширенные заседания с приглашением руководителей других методических объединений, аттестующихся педагогов.

В современных условиях происходит изменение ориентации образовательного процесса: в центр его ставится личность с её интересами, потребностями, системой деятельности. Концептуальные и нормативные документы по образованию ориентируют на усиление личностно-деятельностного подхода, что предусматривает преобладание субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, предоставление ученику права и возможности выбора, формирование ключевых образовательных компетенций.

В последние годы значительно возросло количество уроков, на которых использовались ТСО и ИКТ. Учителями биологии, географии, истории, технологии, ИЗО, литературы, физики использовались слайды, и видеофильмы, ведется работа по созданию мультимедийной библиотеки по всем учебным предметам.

Личностно- ориентированные педагогические технологии;

  • Технологии интенсификации учебной деятельности обучающихся;
  • Технологии развивающего обучения;
  • Задачные технологии;
  • Блочно-модульные технологии;
  • Игровые технологии;
  • Информационно – коммуникационные технологии.

 

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 

  • Учебно – методическое;
  • Медицинское;
  • Материально – техническое;
  • Охрана труда и техника безопасности

Учебно-воспитательный процесс в школе должен строиться на основе личностно-ориентированного подхода, активных диалогических методов обучения, включающих творческую, поисковую деятельность учащихся в учебном процессе. Необходим поиск сбалансированности между поисковой и исполнительской деятельностью, между совместной и самостоятельной формами выполнения заданий учителя. Предполагается существенное расширение форм познавательной деятельности, включающих творческую активность детей как в урочной, так и во внеурочной сфере.

Обязательным является учет индивидуальных способов восприятия и переработки информации учениками (визуального, аудиального, кинестетического), преобладающего типа мышления (образного, логического). Обучающимся предоставляется возможность выбора задания, способов его выполнения, темпа, объема и т.д.

Особое внимание уделяется расширению видов совместной деятельности обучающихся, обеспечивающих получение детьми опыта коммуникативной деятельности.

В основной школе обращается внимание на повышение многообразия видов и форм организации деятельности учащихся, что предполагает рост удельного веса проектных видов деятельности школьников в индивидуальных и групповых формах, рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками информации и базами данных; создание условий для введения в учебный план курсов по выбору для повышения практической направленности содержания.

Раздел 7

Показатели (измерители) реализации образовательной программы.

В оценивании учащихся необходимо усилить рефлексивную составляющую оценки, ее направленность на мотивацию и совершенствование деятельности, а не формальный контроль; а также само- и взаимооценивание учеников. Актуальной является задача создания центра новых информационных технологий на базе кабинета информатики. Деятельность центра должна быть направлена на формирование умений учащихся работать с информацией, в том числе, получаемой из сети Интернет; организацию базы данных по общеобразовательным предметам, работать с которой ученики могут самостоятельно; обеспечение компьютерной грамотности педагогического коллектива. В старшей школе организация учебно-воспитательного процесса должна максимально способствовать удовлетворению познавательных потребностей обучающихся с учетом их профессиональных ориентаций. Необходим постепенный переход к обучению старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов. Контроль образовательного процесса ориентирован в школе не только на постоянное отслеживание успеваемости учащихся, но и выявление качества знаний, сформированности умений по отдельным предметам. Постоянный анализ результатов контроля позволяет определить трудные для учеников вопросы, выявить причины недостаточно глубокого усвоения материала. Контроль образовательного процесса охватывает различные сферы педагогической деятельности учителя: проверку работы с классными журналами, с дневниками обучающихся, контроль за выполнением государственных программ, изучение особенностей работы с неуспевающими обучающимися, проверку работы учителя с детьми, занимающимися на дому и т.д.Контроль образовательного процесса включает анализ методической работы, выявление ее роли в совершенствовании профессионального мастерства педагогов. Особое направление контроля – определение удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образовательного процесса в школе, психологической комфортности обучения, отношения учащихся к различным учебным предметам и учителям, их преподающим.Вопросы адаптации обучающихся при поступлении в начальную школу, переходе из начальной в среднюю, также являются предметом контроля. Основными направлениями совершенствования контроля образовательного процесса является усиление его действенности, аналитической составляющей, позволяющей дать четкие ориентиры работы по повышению качества образовательного процесса. Кроме того, важным является усиление системности контроля, охват более широкого круга явлений школьной жизни.

 

Основные элементы контроля учебно-воспитательной деятельности

  • Выполнение всеобуча
  • Состояние преподавания учебных предметов
  • Качество знаний, умений и навыков обучающихся
  • Исполнение решений педсоветов, совещаний и т. д.
  • Качество ведения школьной документации
  • Выполнение программ и предусмотренного минимума государственных образовательных стандартов
  • Подготовка и проведение государственной (итоговой) аттестации

Эффективность реализации образовательной программы, достижение заявленных целей образовательного процесса, можно проследить по следующей системе показателей (измерителей) образовательного процесса:

Объект контроля

Средство контроля или инструментарий

Периодичность контроля

Образовательный процесс

I ступень

-предварительный контроль

Сентябрь

-текущая аттестация обучающихся (контрольные работы, диктанты, изложения, и т.д. )

В течение года по планам учителей

- сравнительный анализ

По плану зам. директора по УВР начальной школы

-административные контрольные работы

Декабрь

-итоговые контрольные работы

Май

-сравнительный анализ по итогам года с результатами прошлых лет

Июнь

II ступень

-предварительный контроль

Сентябрь

-текущая аттестация учащихся (контрольные работы, лабораторные, практические, диктанты, изложения, срезы знаний по всем предметам, тестирование, анкетирование и т.д.)

В течение года по планам учителей

- сравнительный анализ

По плану зам. директора по УВР

-административные контрольные работы

Декабрь

- промежуточная аттестация обучающихся 5-8-х классов

Май

-государственная (итоговая) аттестация в 9-х классе

Июнь

-сравнительный анализ по итогам года с результатами прошлых лет

Июнь

III ступень

-предварительный контроль

Сентябрь

-текущая аттестация обучающихся (контрольные работы, лабораторные, практические, диктанты, изложения, сочинения, срезы знаний по всем предметам, тестирование, анкетирование и т.д. )

В течение года по планам учителей

- сравнительный анализ

По плану зам. директора по УВР

-административные контрольные работы

Декабрь

- промежуточная аттестация обучающихся 11-х класса

Май

-государственная (итоговая) аттестация в 11-х классе

Июнь

- результаты поступления в учреждения высшего, среднего и специального профессионального образования

Сентябрь

Степень социализации (социальный статус ученика в школе)

Социальный паспорт школы

Два раза в год (на начало и конец года)

«Встроеннность» в систему социально- экономических отношений

Результаты трудоустройства, данные о завершении послешкольного образования

Сентябрь

Дополнительное образование

II и III ступени

-проведение элективов и факультативов

в течение года

-работа кружков и секций

в течение года

-организация комплекса мер по расширению спектра кружков, секций и элективов.

в процессе реализации данной образовательной программы

-организация подготовки обучающихся с использованием Интернет- обучения

в процессе реализации данной образовательной программы

Здоровьесбережение

Состояние здоровья

Данные медицинского осмотра

На начало года

Контроль за работой медицинской службы школы (фельдшер)

в течение учебного года

Помощь в получении услуг психологической  службы

в течение учебного года

       

 

 

Раздел 8

Заключение.

  • Приоритетным направлением реализации образовательной программы является продолжение работы, направленной на максимальное удовлетворение нужд, запросов и потребностей детей, своевременно реагировать на изменения в обществе и корректировать свою деятельность в связи с вновь возникающими социальными задачами и проблемами;
  • Мотивация педагогического коллектива на продолжение экспериментальной и инновационной деятельности;
  • Создание условий для самоопределения педагогов на выбор определённого уровня эксперимента и осуществления практической деятельности по разработке педагогами проектов, фрагментов, рабочих версий программ инновационной деятельности;
  • Апробация образовательной программы школы, нацеленная на поиск предметно-пространственной и организационной среды для разных видов совместной работы детей и взрослых и разработка новых организационно-управленческих форм функционирования школы.

 

© M-Ekaterinovka

Создать бесплатный сайт с uCoz